Инновационные технологии
Культурный
код России
Сетевая
экспериментальная площадка
ПРОГРАММА
СЕТЕВОЙ ПЛОЩАДКИ
Тема инновационной деятельности: «Научно-методическое
сопровождение деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и
апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников»
Направление деятельности инновационной площадки:
·
Инновационная деятельность,
направленная на поддержку и развитие системы непрерывного образования
родителей.
·
Разработка и внедрение программы
образования родителей в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) в
соответствии с требованиями, заданными федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и ориентированной
на развитие общекультурных и педагогических компетенций родителей.
·
Разработка программ повышения
квалификации педагогов в рамках освоения компетенций по проектированию и
апробации программ образования родителей в условиях дошкольной образовательной
организации.
·
Разработка методических и
практических рекомендаций для руководителей и сотрудников дошкольных
образовательных организаций по образованию и просвещению родителей
дошкольников.
Научные руководители, кураторы инновационной площадки:
Заместитель руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО, к.п.н. - Татьяна Владимировна Волосовец
Начальник отдела по инновационной деятельности и развитию социального партнерства ООО «ЦНОИ», к.п.н - Кудрявцева Елена Александровна
Актуальность проблемы и новизна деятельности
Актуальность проблемы по научно-методическому сопровождению деятельности
педагогов дошкольного образования при разработке и апробации
образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников обусловлена
необходимостью решения задач развития дошкольного образования, поставленных
ФГОС ДО, стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р),
национальным проектом «Образование».
Актуальность проблемы также обусловлена:
- возрастающими требованиями государства и общества к
уровню общекультурной и педагогической компетентности родителей и
недостаточными ресурсами дошкольных образовательных организаций в развитии
компетентности средствами образования и просвещения родителей;
- возрастающими требованиями государства и общества к
уровню развития компетенций педагогов и специалистов ДОО (способность
взаимодействовать с родителями, коллегами, социальными партнерами; способность
разрабатывать и реализовывать образовательно-просветительские программы для
родителей) и уровню актуального опыта сотрудничества с современными
родителями;
- необходимостью распространения современных идей
гуманизации детско-родительских отношений, непрерывности образования родителей,
опережающего развития общекультурных и педагогических компетенций
родителей;
- необходимостью разработки технологии научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогических коллективов, в контексте разработки и реализации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников; - высокой потребностью включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОО;
- недостаточным количеством
образовательно-просветительских программ для родителей с детьми раннего,
младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- необходимостью реализации ФГОС ДО, вследствие которого педагогам ДОО необходимо перейти от «работы с родителями» к «взаимодействию с семьей», приобрести компетенции по образованию и просвещению родителей; - необходимостью обеспечения непрерывности и преемственности процесса развития и воспитания личности ребенка на единых ценностях, смыслах, содержании и организационных приемах в семье и ДОО.
Новизна деятельности заключается в:
·
развитии идей сотрудничества ДОО с
семьей: от воздействия к поддерживающему, развивающему взаимодействию;
·
развитии у педагогов ДОО
компетенций, способствующих образованию взрослых (родителей дошкольников) в
условиях дошкольной образовательной организации;
·
создании в системе повышения
квалификации работников образовательных организаций дошкольного уровня УМК:
«Управление развитием взаимодействий образовательного учреждения с семьей»;
«Проектирование образовательной программы для родителей дошкольника в условиях
дошкольной образовательной организации»;
·
раскрытии содержания и структуры
образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников,
·
определении педагогических условий
эффективной организации образования родителей в ДОО;
·
разработке, апробации и последующим
внедрением в практику ДОО образовательно-просветительской программы для
родителей дошкольников;
·
разработке, апробации и последующим
внедрением в практику ДОО новых форм и технологий поддержки семейного
воспитания в лучших духовно-нравственных традициях.
Объект инновационной деятельности: Образование родителей дошкольников в дошкольной
образовательной организации.
Предмет инновационной деятельности: Психолого-педагогические, организационные,
методические условия образования родителей в современной дошкольной
образовательной организации.
Цель инновационной деятельности: Создание и внедрение образовательно-просветительской
программы для родителей дошкольника в условиях дошкольной образовательной
организации.
Предпосылки: Реализация совместного проекта по организации
инновационных площадок на базе ДОО (сетевое взаимодействие) позволит:
·
разработать и планомерно внедрить
научно и технологически выверенную программу образования родителей дошкольника
в практику дошкольных образовательных организаций;
·
позволит содействовать развитию
системы непрерывного образования родителей дошкольников; разработать новые
интерактивные формы образования родителей (в т.ч. дистанционные);
·
создать диагностический
инструментарий определения эффективности сетевого взаимодействия в создании и
реализации программы образования родителей в ДОО;
·
разработать новые педагогические
формы и технологии взаимодействия образовательной организации и семьи,
позволяющих успешно выстраивать процессы взаимопознания, взаимоинформирования,
просвещения и образования, взаимного действия;
·
организовать и провести научные и
практические семинары, мастер-классы, научные конференции на базе ФГБНУ «ИИДСВ
РАО» и ООО «ЦНОИ»;
·
разработать систему
научно-методического сопровождения и поддержки процесса развития взаимодействия
детского сада и семьи в воспитании дошкольников, разворачивающегося в
культурно-образовательных пространствах организаций – сетевых партнеров;
·
оформить результаты работы
сотрудников и педагогов ДОО в виде статей, методических, а также
учебно-методических пособий, сборников научно-методических материалов.
Концепция инновационной деятельности
Последнее десятилетие в среде специалистов, изучающих
семью, не прекращается разговор о кризисе института семьи, семейного образа
жизни, приобретающем мировые масштабы. В создавшейся ситуации, по мнению
ведущих ученых (И.В. Бестужев-Лада, И.В.Добряков, Г.Г.Лидерс, И.А. Хоменко,
Г.Г. Филиппова, В.К. Шабельников и др.) представляется важным осознать, что
происходит с семьей и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в
созидании нового стиля ее жизни, не исключающего, а утверждающего развитие воспитательной
функции семьи.
Назрела общественная потребность в целенаправленном,
непрерывном образовании родителей с целью развития общекультурной и
педагогической компетентности матери, отца, а также развития у них способности
к полноправному сотрудничеству с педагогами дошкольных образовательных
организаций.
Идея непрерывного образования родителей продиктована
реальными особенностями жизни человека в современной семье. Семья живет в
быстро меняющемся мире, в силу чего и дети, и родители должны жить, непрерывно
повышая свое образование, чтобы не потерять ориентиры в современных условиях
жизни, не разучиться слушать и слышать друг друга.
Родитель нуждается в знаниях и развитии способностей
устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуаций, позволяющей достигать
понимания ребенка. Ребенок нуждается в образованных родителях.
Воспитывающие взрослые стихийно, на уровне здравого
смысла, реагируют на происходящие перемены, что не всегда оказывается
достаточным. Прежний опыт не помогает решать проблемы, а
социально-педагогическим анализом жизненных ситуаций родители не владеют.
Идея недостаточности традиционных форм передачи опыта
семейного воспитания от поколения к поколению и необходимости целенаправленного
образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и
способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательных
учреждений осознается сегодня и родителями, и специалистами: педагогами,
психологами. Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим
направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных
в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества. Необходимо
«инвестировать в образование родителей», особенно матерей, которые являются
самыми первыми воспитателями своих детей, - убежден Ф.Майор, генеральный
директор ЮНЕСКО.
Образование родителей должно строиться на принципе
личностной центрированности, а не на императивном принципе, диктующем, как надо
воспитывать детей (по опр. Л.Г. Петряевской 1999), поскольку родители
воспитанников – взрослые люди с развитым самосознанием, отражающим личностное
мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности своим положением и
жизнью в целом, идеалы, планы, стремления.
Родители, как обучающиеся бесспорно отличаются от
детей, с которыми привыкли взаимодействовать специалисты детского сада.
Во-первых, они избирательны в обучении. Взрослый
человек сам организует свою жизнь, сам принимает решения, обучение в «школе для
родителей», «родительском университете» выступает для него как
самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному
решению.
Во-вторых, на обучаемость взрослого влияет возраст, с
увеличением которого возрастает и количество времени, необходимое на усвоение и
воспроизведение учебного материала.
В-третьих, на характер и темп обучаемости взрослого
влияет опыт - как учебной деятельности, так и жизненный, профессиональный опыт.
В-четвертых, взрослые проявляют робость,
неуверенность, осторожность при необходимости дать быстрый ответ (т.е.
повышенную чувствительность).
И в-пятых, при восприятии новой информации взрослые
сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями своей практической
деятельности, при этом происходит анализ нового - насколько оно нужно и
полезно. Они отличаются большей критичностью и самостоятельностью, особенно в
знакомых им сферах знаний.
В связи с обозначенными особенностями, родителям
необходимо предоставлять право выбора форм и содержания взаимодействия с
субъектами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом,
группой родителей и пр.); право на участие в планировании и формировании
содержания образовательных программ. Программы образования родителей должны
разрабатываться, а в последующем реализовываться исходя из следующих принципов:
- целенаправленности – ориентации на цели и
приоритетные задачи образования родителей;
- адресности – учета специфичности образовательных
потребностей родителей;
- доступности – учета возможностей родителей
воспитанников освоить предусмотренный программой учебный материал;
- индивидуализации – модификации содержания, методов
обучения и темпов освоения курса в зависимости от реального уровня знаний и
умений родителей, его осваивающих;
- участия заинтересованных сторон: педагогов и
родителей в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания
образовательных программ и его корректировки.
В начале инновационной деятельности в дошкольной
образовательной организации должна быть создана «проектная группа», в которую
должны войти: руководитель организации, другие представители руководства
организации, методисты, старшие воспитатели представители педагогического
коллектива ДОО, представители семей воспитанников организации. Также желательно
включить в проектную группу представителей муниципальных органов образования,
представителей сетевого окружения ДОО. Координацию инновационной деятельности
осуществляет ответственный исполнитель инновационной площадки.
Деятельность инновационной площадки предполагает три
этапа:
·
подготовительный (аналитический
этап) – сентябрь 2021г. – август 2022 г.;
·
основной (этап реализации) –
сентябрь 2022 г. – август 2024г.;
·
заключительный (этап опытного
внедрения результатов основного этапа, подведение итогов и разработка
рекомендаций) – 2024/2025 учебный год.
Основные задачи инновационной деятельности:
1.
Изучение основных принципов, целей
и задач образования взрослых в ДОО;
2.
Создание команды изменений, выбор
или создание групп в ДОО для участия в инновационной деятельности;
3.
Проведение комплексного анализа
имеющегося опыта взаимодействия ДОО и семьи, ресурсов и условий для образования
родителей дошкольников;
4.
Анализ и оценка существующих
образовательных программ образования родителей в ДОО;
5.
Разработка программ
профессионального развития и повышения педагогической компетенции кадров в
сфере образования родителей на основе совместной исследовательской и
инновационной деятельности ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и ООО «ЦНОИ» и обучение участников
инновационной деятельности в целях освоения ими возможностей работы с
методическим комплексом по разработке и апробации
образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников.
6.
Организация научно-методического
сопровождения деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и
апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;
7.
Разработка, апробация и внедрение
образовательных программ (образовательных модулей) для родителей дошкольников в
дошкольной организации;
8.
Разработка процедур оценивания
качества образования родителей в ДОО;
9.
Разработка методических и
практических рекомендаций по созданию и реализации программы
образования родителей в ДОО для муниципальных и государственных
дошкольных образовательных организаций.
10.
Анализ результатов инновационной
деятельности и внедрение в практику ДОО новых форм и технологий поддержки
семейного воспитания в лучших духовно-нравственных традициях.
11.
Инновационные
площадки «Воспитатели России»
Всероссийский проект социальной направленности «Культурный код России» -
инструмент преемственности семейного воспитательного потенциала и общественного
воспитания: https://vospitateli.pro/innovations_21
Группа проекта ВКонтакте: «Культурный код
России в воспитательном потенциале» https://vk.com/public215570993