Инновационные технологии

Культурный 

 код России

Сетевая экспериментальная площадка

ПРОГРАММА СЕТЕВОЙ ПЛОЩАДКИ

Тема инновационной деятельности: «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников»

Направление деятельности инновационной площадки:

·         Инновационная деятельность, направленная на поддержку и развитие системы непрерывного образования родителей.

·         Разработка и внедрение программы образования родителей в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) в соответствии с требованиями, заданными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и ориентированной на развитие общекультурных и педагогических компетенций родителей.

·         Разработка программ повышения квалификации педагогов в рамках освоения компетенций по проектированию и апробации программ образования родителей в условиях дошкольной образовательной организации.

·         Разработка методических и практических рекомендаций для руководителей и сотрудников дошкольных образовательных организаций по образованию и просвещению родителей дошкольников.


Научные руководители, кураторы инновационной площадки:

  

Заместитель руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО,  к.п.н. - Татьяна Владимировна Волосовец


 Начальник отдела по инновационной деятельности и развитию социального партнерства ООО «ЦНОИ», к.п.н  - Кудрявцева Елена Александровна

                   

Актуальность проблемы и новизна деятельности

Актуальность проблемы по научно-методическому сопровождению деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников обусловлена необходимостью решения задач развития дошкольного образования, поставленных ФГОС ДО, стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р), национальным проектом «Образование».


Актуальность проблемы также обусловлена:

- возрастающими требованиями государства и общества к уровню общекультурной и педагогической компетентности родителей и недостаточными ресурсами дошкольных образовательных организаций в развитии компетентности средствами образования и просвещения родителей;                                             

- возрастающими требованиями государства и общества к уровню развития компетенций педагогов и специалистов ДОО (способность взаимодействовать с родителями, коллегами, социальными партнерами; способность разрабатывать и реализовывать образовательно-просветительские программы для родителей) и уровню актуального опыта сотрудничества с современными родителями;                               

- необходимостью распространения современных идей гуманизации детско-родительских отношений, непрерывности образования родителей, опережающего развития общекультурных и педагогических компетенций родителей;                                                                                                                                         

- необходимостью разработки технологии научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогических коллективов, в контексте разработки и реализации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;                   - высокой потребностью включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОО;           

- недостаточным количеством образовательно-просветительских программ для родителей с детьми раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;                                                        

- необходимостью реализации ФГОС ДО, вследствие которого педагогам ДОО необходимо перейти от «работы с родителями» к «взаимодействию с семьей», приобрести компетенции по образованию и просвещению родителей;                                                   - необходимостью обеспечения непрерывности и преемственности процесса развития и воспитания личности ребенка на единых ценностях, смыслах, содержании и организационных приемах в семье и ДОО.


Новизна деятельности заключается в:

·         развитии идей сотрудничества ДОО с семьей: от воздействия к поддерживающему, развивающему взаимодействию;

·         развитии у педагогов ДОО компетенций, способствующих образованию взрослых (родителей дошкольников) в условиях дошкольной образовательной организации;

·         создании в системе повышения квалификации работников образовательных организаций дошкольного уровня УМК: «Управление развитием взаимодействий образовательного учреждения с семьей»; «Проектирование образовательной программы для родителей дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации»;

·         раскрытии содержания и структуры образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников,

·         определении педагогических условий эффективной организации образования родителей в ДОО;

·         разработке, апробации и последующим внедрением в практику ДОО образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;

·         разработке, апробации и последующим внедрением в практику ДОО новых форм и технологий поддержки семейного воспитания в лучших духовно-нравственных традициях.


Объект инновационной деятельности: Образование родителей дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Предмет инновационной деятельности: Психолого-педагогические, организационные, методические условия образования родителей в современной дошкольной образовательной организации.

Цель инновационной деятельности: Создание и внедрение образовательно-просветительской программы для родителей дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации.

Предпосылки: Реализация совместного проекта по организации инновационных площадок на базе ДОО (сетевое взаимодействие) позволит:

·         разработать и планомерно внедрить научно и технологически выверенную программу образования родителей дошкольника в практику дошкольных образовательных организаций;

·         позволит содействовать развитию системы непрерывного образования родителей дошкольников; разработать новые интерактивные формы образования родителей (в т.ч. дистанционные);

·         создать диагностический инструментарий определения эффективности сетевого взаимодействия в создании и реализации программы образования родителей в ДОО;

·         разработать новые педагогические формы и технологии взаимодействия образовательной организации и семьи, позволяющих успешно выстраивать процессы взаимопознания, взаимоинформирования, просвещения и образования, взаимного действия;

·         организовать и провести научные и практические семинары, мастер-классы, научные конференции на базе ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и ООО «ЦНОИ»;

·         разработать систему научно-методического сопровождения и поддержки процесса развития взаимодействия детского сада и семьи в воспитании дошкольников, разворачивающегося в культурно-образовательных пространствах организаций – сетевых партнеров;Хочу такой сайт

·         оформить результаты работы сотрудников и педагогов ДОО в виде статей, методических, а также учебно-методических пособий, сборников научно-методических материалов.


Концепция инновационной деятельности

   Последнее десятилетие в среде специалистов, изучающих семью, не прекращается разговор о кризисе института семьи, семейного образа жизни, приобретающем мировые масштабы. В создавшейся ситуации, по мнению ведущих ученых (И.В. Бестужев-Лада, И.В.Добряков, Г.Г.Лидерс, И.А. Хоменко, Г.Г. Филиппова, В.К. Шабельников и др.) представляется важным осознать, что происходит с семьей и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в созидании нового стиля ее жизни, не исключающего, а утверждающего развитие воспитательной функции семьи.

    Назрела общественная потребность в целенаправленном, непрерывном образовании родителей с целью развития общекультурной и педагогической компетентности матери, отца, а также развития у них способности к полноправному сотрудничеству с педагогами дошкольных образовательных организаций.

    Идея непрерывного образования родителей продиктована реальными особенностями жизни человека в современной семье. Семья живет в быстро меняющемся мире, в силу чего и дети, и родители должны жить, непрерывно повышая свое образование, чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, не разучиться слушать и слышать друг друга.

    Родитель нуждается в знаниях и развитии способностей устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуаций, позволяющей достигать понимания ребенка. Ребенок нуждается в образованных родителях.


    Воспитывающие взрослые стихийно, на уровне здравого смысла, реагируют на происходящие перемены, что не всегда оказывается достаточным. Прежний опыт не помогает решать проблемы, а социально-педагогическим анализом жизненных ситуаций родители не владеют.

     Идея недостаточности традиционных форм передачи опыта семейного воспитания от поколения к поколению и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательных учреждений осознается сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества. Необходимо «инвестировать в образование родителей», особенно матерей, которые являются самыми первыми воспитателями своих детей, - убежден Ф.Майор, генеральный директор ЮНЕСКО.

Образование родителей должно строиться на принципе личностной центрированности, а не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей (по опр. Л.Г. Петряевской 1999), поскольку родители воспитанников – взрослые люди с развитым самосознанием, отражающим личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности своим положением и жизнью в целом, идеалы, планы, стремления.

      Родители, как обучающиеся бесспорно отличаются от детей, с которыми привыкли взаимодействовать специалисты детского сада.

     Во-первых, они избирательны в обучении. Взрослый человек сам организует свою жизнь, сам принимает решения, обучение в «школе для родителей», «родительском университете» выступает для него как самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному решению.

      Во-вторых, на обучаемость взрослого влияет возраст, с увеличением которого возрастает и количество времени, необходимое на усвоение и воспроизведение учебного материала.

      В-третьих, на характер и темп обучаемости взрослого влияет опыт - как учебной деятельности, так и жизненный, профессиональный опыт.

       В-четвертых, взрослые проявляют робость, неуверенность, осторожность при необходимости дать быстрый ответ (т.е. повышенную чувствительность).

       И в-пятых, при восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями своей практической деятельности, при этом происходит анализ нового - насколько оно нужно и полезно. Они отличаются большей критичностью и самостоятельностью, особенно в знакомых им сферах знаний.


В связи с обозначенными особенностями, родителям необходимо предоставлять право выбора форм и содержания взаимодействия с субъектами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом, группой родителей и пр.); право на участие в планировании и формировании содержания образовательных программ. Программы образования родителей должны разрабатываться, а в последующем реализовываться исходя из следующих принципов:

- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;

- адресности – учета специфичности образовательных потребностей родителей;

- доступности – учета возможностей родителей воспитанников освоить предусмотренный программой учебный материал;

- индивидуализации – модификации содержания, методов обучения и темпов освоения курса в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей, его осваивающих;

- участия заинтересованных сторон: педагогов и родителей в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

    В начале инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации должна быть создана «проектная группа», в которую должны войти: руководитель организации, другие представители руководства организации, методисты, старшие воспитатели представители педагогического коллектива ДОО, представители семей воспитанников организации. Также желательно включить в проектную группу представителей муниципальных органов образования, представителей сетевого окружения ДОО. Координацию инновационной деятельности осуществляет ответственный исполнитель инновационной площадки.


Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа:

·         подготовительный (аналитический этап) – сентябрь 2021г. – август 2022 г.;

·         основной (этап реализации) – сентябрь 2022 г. – август 2024г.;

·         заключительный (этап опытного внедрения результатов основного этапа, подведение итогов и разработка рекомендаций) – 2024/2025 учебный год.


Основные задачи инновационной деятельности:

1.      Изучение основных принципов, целей и задач образования взрослых в ДОО;                                           

2.      Создание команды изменений, выбор или создание групп в ДОО для участия в инновационной деятельности;

3.      Проведение комплексного анализа имеющегося опыта взаимодействия ДОО и семьи, ресурсов и условий для образования родителей дошкольников;

4.      Анализ и оценка существующих образовательных программ образования родителей в ДОО;

5.      Разработка программ профессионального развития и повышения педагогической компетенции кадров в сфере образования родителей на основе совместной исследовательской и инновационной деятельности ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и ООО «ЦНОИ» и обучение участников инновационной деятельности в целях освоения ими возможностей работы с методическим комплексом по разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников.

6.      Организация научно-методического сопровождения деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;

7.      Разработка, апробация и внедрение образовательных программ (образовательных модулей) для родителей дошкольников в дошкольной организации;

8.      Разработка процедур оценивания качества образования родителей в ДОО;

9.      Разработка методических и практических рекомендаций по созданию и реализации программы образования родителей в ДОО для муниципальных и государственных дошкольных образовательных организаций.

10.  Анализ результатов инновационной деятельности и внедрение в практику ДОО новых форм и технологий поддержки семейного воспитания в лучших духовно-нравственных традициях.

11.  Инновационные площадки «Воспитатели России»
Всероссийский проект социальной направленности «Культурный код России» - инструмент преемственности семейного воспитательного потенциала и общественного воспитания: 
https://vospitateli.pro/innovations_21

Группа проекта ВКонтакте: «Культурный код России в воспитательном потенциале»   https://vk.com/public215570993


Приказ № 108 О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» .pdf (скачать) (посмотреть)
СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) по формированию и реализации проекта «Культурный код России» - инструмент преемственности семейного и общественного воспитательного потенциала» 2024-2025год .pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Об организации деятельности стажировочных площадок на 2024-2025 учебный год..docx (скачать)
ПОЛОЖЕНИЕ об инновационной площадке федерального уровня АНО ДПО НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" .pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об инновационной деятельности Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23 «Золотой ключик» .pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ об утверждении состава проектной группы в рамках федеральной инновационной площадки БМАДОУ "Детский сад № 23 " Золотой ключик".pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ об организации деятельности БМАДОУ "Детский сад № 23 " Золотой ключик" в статусе федеральной инновационной площадки .pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».