Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Волшебный мир шахмат"

Берёзовское муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Золотой ключик»
___________________________________________________________________________
623702, Российская федерация, Свердловская область, Берёзовский муниципальный округ,
г.Берёзовский,
ул. Победы, строение 6а. Эл.почта:bgo_dou23@mail.ru

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
Протокол от «28» августа 2025 года
№1

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
БМАДОУ «Детский сад № 23
«Золотой ключик»
_______________Т.В. Евсеева
Приказ № 198/1 от «29» августа 2025 года

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебный мир шахмат»
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Перевала Е.В.
Педагог дополнительного образования

г. Берёзовский, 2025 год

Оглавление
1. Основные характеристики ........................................................................ 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2 Цели и задачи программы ....................................................................... 4
1.3 Содержание общеразвивающей программы ......................................... 6
Планируемые результаты ............................................................................ 25
2. Организационного - педагогические условия ....................................... 26
2.1. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год .............. 26
2.2. Условия реализации программы ......................................................... 27
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .................... 29
3. Список литературы ................................................................................... 30

2

1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Волшебный

мир

шахмат» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются
на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются
на плоскости. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы
позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный
процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно
влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка,
повышение

продуктивности

его

мышления.

Обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов
интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Новизной и отличительной особенностью программы
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей
старшего дошкольного возраста направлена на интеллектуальное развитие
детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление
которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей
в мир шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных
фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об
элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит
дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к
древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с
аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко
3

используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные
задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предусматривает обучение детей от 5 до 7 лет. К освоению программы
допускаются учащиеся без предъявления требований к уровню образования и
здоровью.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Для детей возраст 5-6 лет 1 учебный час равен 25 минут.
Для детей возраст 6-7 лет 1 учебный час равен 30 минут.
Объём освоения программы
Объем учебного времени, предусмотрен учебным планом- общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы составляет 2 года .
Срок реализации программы – 176 учебных часа.
Программа включает в себя два модуля:
Модуль 1. «Шахматы, первый год» - объем 88 часов;
Модуль 2. «Шахматы, второй год» - объем 88 часов.
Форма обучения
Обучение осуществляется в очной форме, групповая до 10 человек совместная
образовательная деятельность, индивидуально-групповая образовательная
деятельность.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
- Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них
интереса и любви к этой игре и подготовка к дальнейшим ступеням развития;
- создание условий для личностного и интеллектуального развития старших
дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в
шахматы.
4

Задачи:
Обучающие:
- формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения
игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о
шахматных фигурах в процессе игры;
- содействовать активному использованию полученных знаний в процессе
игровой практики за шахматной доской;
- учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- создать условия для формирования и развития ключевых компетенций
дошкольников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

Воспитательные:

5

- воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность,
уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Период обучения

Количество
занятий в
неделю
2
2

Первый год обучения
Второй год обучения
Всего за весь период
обучения

Количество
занятий в год
44
44
176

Виды и формы диагностики:
Диагностика проходит в виде соревновательных форм работы в соответствии
с рабочей программой педагога. Итоговая педагогическая диагностика в
конце учебного года проходит в виде выполнения нормативных критериев.
Учебный (тематический) план
Модуль 1 «Шахматы первый год»
№ п/п Название раздела/темы

Количеств
о часов
Всего Теория

1

Шахматная доска

2

Шахматные фигуры

3

начальная расстановка
Ходы и взятие фигур

и

Ведение
партии

шахматной

аттестации/
Практика

7

3

4

8

4

4

контроля
Наблюдение,
беседа
Работа на доске
игра,

19
4

Формы

17

9

8

10

9

наблюдение,
анализ партий
Анализ партий

6

5

Матование

одинокого

короля
6

Получение

7

преимущества
Игра всеми фигурами
изначального

Игра, беседа
6

3

3

7

3

4

Игра, беседа
Наблюдение,

24

10

14

88

40

48

игра.

положения
Итого

Раздел 1. Шахматная доска – 7 часов.
 1.1. Тема: Шахматная доска.
 Теория (0,5): Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
 Практика (0,5): Определение белых и черных полей, белой и черной
диагонали, подсчет количества полей в шахматных дорожках.
 1.2. Тема: Шахматная доска.
 Теория (0,5): Расположение доски между партнерами. Горизонталь и
вертикаль.
 Практика (0,5): Определение количества горизонталей и вертикалей
на шахматной доске.
 1.3. Тема: Шахматная доска.
 Теория (0,5): Расположение доски между партнерами. Горизонталь и
вертикаль.
 Практика (0,5): выполнение дидактических заданий и игры
«Горизонталь», «Вертикаль», разгадывание шахматных загадок.
 1.4.Тема: Шахматная доска
 Теория (0,5): Диагональ. Центр.
 Практика (0,5): Находить на шахматной доске горизонтали,
вертикали, диагонали и центр.
7

 1.5. Тема: Шахматная доска
 Теория (0,5): Диагональ. Центр.
 Практика (1,0): Находить на шахматной доске горизонтали,
вертикали, диагонали и центр.
 1.6. Тема: Шахматная доска
 Теория (0,5):Отличия диагонали от горизонтали и вертикали.
Количество полей в диагонали.
 Практика

(1,0):

решение

дидактических

заданий

«Помоги

рассеянному художнику».
Раздел 2. Шахматные фигуры – 8 часов
 2.1. Тема: Шахматные фигуры
 Теория (0,5): Знакомство с Ладьей.
 Практика (0,5): выполнение творческого задания - рисование
шахматных фигур, рассуждения по развитию сюжета в презентации
сказках.
 2.2. Тема: Шахматные фигуры
 Теория (0,5): Знакомство с фигурой Слон.
 Практика (0,5): выполнение творческого задания - рисование
шахматных фигур, рассуждения по развитию сюжета в презентации
сказках.
 2.3. Тема: Шахматные фигуры
 Теория (0,5): Знакомство с фигурой Ферзь.
 Практика (0,5): выполнение творческого задания - рисование
шахматных фигур, рассуждения по развитию сюжета в презентации
сказках.
 2.4. Тема: Шахматные фигуры
 Теория (0,5): Знакомство с Королем.
8

 Практика (0,5): выполнение творческого задания - рисование
шахматных фигур, рассуждения по развитию сюжета в презентации
сказках.
 2.5. Тема: Шахматные фигуры
 Теория (0,5): Знакомство с Конем.
 Практика (0,5): выполнение творческого задания - рисование
шахматных фигур, рассуждения по развитию сюжета в презентации
сказках.
 2.6. Тема: Шахматные фигуры
 Теория (0,5): Знакомство с Пешкой.
 Практика (0,5): выполнение творческого задания - рисование
шахматных фигур, рассуждения по развитию сюжета в презентации
сказках.
 2.7. Тема: Начальная расстановка
 Теория (1,0): Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило
«Ферзь любит свой цвет». Работа с презентацией «Я смотрю на первый
ряд…»
 Практика (1,0): . Расстановка фигур в начальное положение.
Находить ошибки в неправильном расставленной начальной позиции.
Разучить рифмовку о начальном положении.

Раздел 3. Ходы и взятие фигур – 19 часов
 3.1. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Белые и черные фигуры. Начальная расстановка фигур.
Место ладьи в начальном положении.
 Практика (0,5): Ход. Ход ладьи. Взятие. Количество полей,
контролируемых ладьей в центре и на краю доски
 Теория (0,5): Ход. Ход ладьи. Взятие.

9

 Практика (0,5): Дидактические игры: «Захват контрольного поля»,
«Игра на уничтожение». Выполнение детьми на своей шахматное
доске ход фигуры и взятие другой фигуры.
 3.2. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Белопольные и чернопольные слоны. Место слона в
начальном положении
 Практика (0,5):. Ход слона, взятие.
 3.3. Тема: Слон.
 Теория (0,5): Ход слона, взятие.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Лабиринт», Перехитри часовых».
 3.4. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Место ферзя в начальном положении.
 Практика (0,5): Ход ферзя, взятие.
 3.5. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Ход ферзя, взятие.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».
 3.6. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Место коня в начальном положении.
 Практика (0,5): Ход коня, взятие
 3.7. Тема: Конь.
 Теория (0,5): Ход коня, взятие. Конь легкая фигура.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий на доске и в
тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
 3.8. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Место короля в начальном положении.
 Практика (0,5): Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его
ставить нельзя.
10

 3.9. Тема: Король. Ход короля.
 Теория (0,5): Повторение хода всех фигур. Место короля в начальном
положении.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»
 3.10. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Место пешки в начальном положении. Ладейная,
коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка.
 Практика (0,5): . Ход пешки, взятие. Превращение пешки
 3.11. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Что может пешка.
 Практика (0,5): Взятие на проходе.
 3.12. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Что может пешка
 Практика (0,5): Превращение пешки
 3.13. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Ход пешки, взятие на проходе. Превращение пешки.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях: «Один в поле воин», «Лабиринт».

на доске и в

Отработка взятия на

проходе.
 3.14. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Учащиеся самостоятельно расставляют начальное
положение фигур, определяют название каждой фигуры, показывают
как ходят фигуры
 Практика (0,5): Ладья против слона. Игра на уничтожение (ладья
против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две
ладьи против двух слонов)
 3.15. Тема: Ходы и взятие фигур
11

 Теория (0,5): Учащиеся самостоятельно расставляют начальное
положение фигур, определяют название каждой фигуры, показывают
как ходят фигуры
 Практика (0,5): Ферзь против ладьи и слона. Игра на уничтожение
(ферзь против слона, ферзь против ладьи, ферзь против ладьи и слона)
 3.16. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Учащиеся самостоятельно расставляют начальное
положение фигур, определяют название каждой фигуры, показывают
как ходят фигуры
 Практика (1,0): Конь против ладьи, ферзя и слона. Игра на
уничтожение (конь против ферзя, конь против слона, конь против
ладьи)
 3.17. Тема: Ходы и взятие фигур
 Теория (0,5): Учащиеся самостоятельно расставляют начальное
положение фигур, определяют название каждой фигуры, показывают
как ходят фигуры.
 Практика (1,0): Игры «Лабиринт», «Ипподром», «Что можно
побить?».

Раздел 4. Ведение шахматной партии – 17 часов
 4.1. Тема: Шах.
 Теория (0,5):Повторение ходов всех фигур. Шах ферзем, ладьей,
слоном.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях:

на доске и в

«Шах или не шах», «Дай шах», «Шах с выигрышем

фигуры», «Защита от шаха».
 4.2. Тема: Шах.
 Теория (0,5):Шах конем, пешкой.

12

 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях:

на доске и в

«Шах или не шах», «Дай шах», «Шах с выигрышем

фигуры», «Защита от шаха».
 4.3. Тема: Шах.
 Теория (0,5):Открытый шах.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий
тетрадях:

на доске и в

«Дай открытый шах», «Открытый шах с выигрышем

фигуры».
 4.4. Тема: Шах.
 Теория (0,5):Двойной шах.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Дай двойной шах», «Двойной шах с выигрышем фигуры»,
«Лучший шах». Дидактическая игра «Первый шах».
 4.5. Тема: Мат.
 Теория (0,5):Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат или не мат».
 4.6. Тема: Мат.
 Теория (0,5):Мат конем, пешкой.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат или не мат».
 4.7. Тема: Мат.
 Теория (0,5):Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат в один ход».
 4.8. Тема: Мат.
 Теория (0,5):Мат в один ход конем, пешкой.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат в один ход».
13

 4.9. Тема: Мат.
 Теория (0,5):Мат в один ход: сложные случаи с большим числом
фигур.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура».
 4.10. Тема: Мат.
 Теория (0,5):Мат в один ход: сложные случаи с большим числом
фигур.
 Практика (0,5): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура».
 4.11. Тема: Ничья. Пат.
 Теория (0,5):Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
 Практика (1,0): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Пат или не пат».
 4.12. Тема: Ничья. Пат.
 Теория (0,5):Варианты ничьей. Анализ партий.
 Практика (1,0): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Пат или не пат».
 4.13. Тема: Рокировка.
 Теория (1,0):Правила рокировки. Короткая рокировка.
 Практика (1,0): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».
 4.14. Тема: Рокировка.
 Теория (1,0):Правила рокировки. Длинная рокировка.
 Практика (1,0): Выполнение дидактических заданий

на доске и в

тетрадях: «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».

14

Раздел 5. Матование одинокого короля – 6 часа
 5.1. Тема: Матование одинокого короля.
 Теория (0,5):

Заматовать одинокого короля соперника.

 Практика (0,5): Остались король, ферзь и ладья, вытеснить короля
соперника на край доски
 5.2. Тема: Матование одинокого короля.
 Теория (0,5): Заматовать одинокого короля соперника.
 Практика (0,5):

У тебя остались король и две ладьи, вытеснить

короля соперника на край доски
 5.3. Тема: Матование одинокого короля.
 Теория (1,0): Заматовать одинокого короля соперника.
 Практика (1,0): У тебя остались король и ферзь, вытеснить короля
соперника на край доски
 5.4. Тема: Матование одинокого короля.
 Теория (1,0): Заматовать одинокого короля соперника.
 Практика (1,0): У тебя остались король и ладья, вытеснить короля
соперника на край доски
Раздел 6. Получение преимущества - 7 часов .
 6.1. Тема: Получение преимущества.
 Теория (0,5): Собираем зевки.
 Практика (0,5):Игра всеми фигурами из начального положения,
разыгрываем

ситуацию,

в

которой

соперник

по

недосмотру

подставляем нам фигуры, которые мы можем побить.
 6.2. Тема: Получение преимущества.
 Теория (0,5): Нападение .
 Практика (0,5): Игра всеми фигурами из начального положения,
создать угрозы противнику
15

 6.3. Тема: Получение преимущества.
 Теория (0,5): Двойной удар.
 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения,
создать ситуацию, где одной фигурой атаковать сразу две фигуры
противника.
 6.4. Тема: Двойной удар.
 Теория (0,5): Король против других фигур.
 Практика (1,0): Выполнение дидактических заданий
тетрадях:

«Атака

неприятельской

фигуры»,

на доске и в

«Двойной

удар»,

«Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых».
 6.5. Тема: Получение преимущества.
 Теория (0,5): Смотри, что под боем.
 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения,
побить как можно больше фигур соперника, чтобы потерять как можно
меньше собственных. .
 6.6. Тема: Получение преимущества.
 Теория (0,5): Король против других фигур.
 Практика (1,0):Дидактические игры: «Игра на уничтожение»,
«Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля».
Раздел 7. Игра всеми фигурами из начального положения – 24 часов.
 7.1. Тема: Шахматная партия.
 Теория (0,5): Повторение Длинная и короткая рокировка. Правила
поведения за шахматной доской.
 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения,
дидактическая игра «Два хода».
 7.2. Тема: Шахматная партия.
 Теория (0,5): Анализ партий.

16

 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения,
дидактическая игра «Два хода».
 7.3. Тема: Шахматная партия.
 Теория (0,5): Принципы разыгрывания дебюта.
 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения.
 7.4. Тема: Шахматная партия.
 Теория (0,5): Принципы разыгрывания дебюта.
 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения.
 7.5. Тема: Шахматная партия.
 Теория (1,0): Демонстрация коротких партий. Анализ дебютных
ошибок, которые ведут к быстрому мату.
 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения.
 7.6. Тема: Шахматная партия.
 Теория (1,0): Демонстрация коротких партий. Анализ дебютных
ошибок, которые ведут к быстрому мату.
 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения.
 7.7. Тема: Шахматная партия.
 Теория (1,0): Анализ дебютных ошибок, которые ведут к быстрому
мату.
 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения.
 7.8. Тема: Шахматная партия.
 Теория (1,0): Повторение правил рокировки, легкие и тяжелые
фигуры.
 Практика (1,0): Беседа вопрос-ответ. Игра всеми фигурами из
начального положения.
 7.9. Тема: Шахматная партия.
 Теория (1,0): повторение - пат, мат.
 Практика (1,0): Игра всеми фигурами из начального положения
 7.10. Тема: Шахматная партия.
17

 Теория (1,0): Повторение материала по разделу: «Ходы и взятие
фигур»
 Практика (1,0): Выполнение дидактического задания в тетрадях:
«Атака

неприятельской

фигуры»,

«Двойной

удар»,

«Взятие»,

«Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними
часовых».
 7.11. Тема: Шахматная партия.
 Теория (1,0): Изучение позиций фигур в дебюте.
 Практика (2,0): Игра всеми фигурами из начального положения.
 7.12. Тема: Шахматная партия.
 Теория (1,0): Знакомство дебют - гамбит
 Практика (2,0): Выполнение дидактического задания на шахматной
доске. Беседа вопрос-ответ. Игра всеми фигурами из начального
положения.
Учебный (тематический) план
Модуль 2 «Шахматы второй год»
№ Название раздела/темы Количество часов
Формы
п/п
Всего Теория Практика аттестации/контроля
1
2

Повторение шахматной
партии
Шахматная нотация

3

Защита и нападение

4

Преимущество

5

Сравнительная фигура

6

Атака на короля

6

3

3

Игра

6

3

3

Беседа,
самостоятельная
работа

6

3

3

14

7

7

Беседа, творческая
работа
Анализ партий

1

1

0

17

8

9

Беседа
Игра-турнир, анализ
партий
18

7
8

Достижение мата без
жертв
Шахматная
комбинация
Итого

8

4

4

30

13

17

88

42

46

Игра-турнир,
Анализ партий
Игра-турнир,
Анализ партий

Раздел 1. Повторение шахматной партии – 6 часа.
 1.1. Тема: Ходы слона, ферзя, ладьи, коня, пешки и короля.
 Теория (0,5): просмотр обзорной презентации «приключение в
Шахматной

стране».

Повторение

понятий:

поля,

горизонталь,

вертикаль, диагональ, центр.
 Практика (0,5): Расстановка начального положения.
 1.2. Тема: Шах, мат и пат .
 Теория (0,5): Повторение понятий: шах, мат, пат. Ходы шахматных
фигур. Начальное положение.
 Практика (0,5): игровая практика – игра всеми фигурами из начального
положения.
 1.3. Тема: Рокировка, взятие на проходе.
 Теория (1,0): Повторение понятий: рокировка, взятие на проходе.
Превращение пешки.
 Практика (1,0): Выполнение дидактических заданий на шахматной
доске: «Три фигуры против целой армии», «Убери лишнюю фигуру»,
«Ходят только белые»,
 1.4. Тема: Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
 Теория (1,0): разыгрывания дебюта. Мат в один ход.
 Практика (1,0): игровая практика – игра всеми фигурами из начального
положения.

19

Раздел 2. Шахматная нотация – 6 час.
 2.1. Тема: Шахматная нотация.
 Теория (0,5): Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Полная и
краткая нотация. Запись шахматной партии.
 Практика (0,5):

Выполнение дидактических заданий: «Назови

вертикаль», «Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто быстрее»,
«Вижу цель».
 2.2. Тема: Шахматная нотация.
 Теория (0,5):

Повторение обозначений горизонталей, вертикалей,

полей. Полная и краткая нотация. Запись шахматной партии.
 Практика

(0,5):

Выполнение

дидактических заданий:

«Назови

вертикаль», «Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто быстрее»,
«Вижу цель».
 2.3. Тема: Шахматная нотация.
 Теория (1,0): Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись
начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии.
 Практика (1,0): Игровая практика с записью шахматной партии или
фрагмента.
 2.4. Тема: Шахматная нотация.
 Теория (1,0): Повторение обозначений шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии.
 Практика (1,0):Игровая практика с записью шахматной партии или
фрагмента.

20

Раздел 3. Защита от нападения – 6 час.
 3.1. Тема:. Защита от нападения
 Теория (3): Пассивная и активная защита от угрозы противника
 Практика (3) : выполнение упражнений шахматной партии.
Раздел 4. Получение преимущества – 14 часов
 4.1. Тема: Получение преимущества.
 Теория (1): Сквозной удар


Практика (1): Выполнение упражнения, используя сквозной удар.

 4.2. Тема: Получение преимущества.
 Теория (1): Связка


Практика (1): Выполнение упражнения с помощью связки

 4.3. Тема: Получение преимущества.
 Теория (1): вскрытый шах


Практика (1): Выполнение упражнения, используя вскрытых шах

 4.4. Тема: Получение преимущества.
 Теория (1): двойной шах


Практика (1): Выполнение упражнения, используя двойной шах

 4.5. Тема: Получение преимущества.
 Теория (1): вскрытое нападение


Практика (1): Выполнение упражнения, используя вскрытые

 4.6 Тема: Получение преимущества.
 Теория (2): отвлечение


Практика (2): Выполнение упражнения, используя отвлечение
Раздел 5. Сравнительная сила фигур – 1 час.

 5.1. Тема:
 Теория (0,5):

измерить фигуры в пешках.

 Практика (0,5): выполнение упражнений , какие фигуры дороже.
21

Раздел 6. Атака на короля: Типичные приемы и подходящие
ситуации – 17 часов
 6.1. Тема: Мат неприятельскому королю.


Теория (1,5): Последняя горизонталь



Практика (1,5): выполнение упражнений мата, атакуя последнюю
горизонталь

 6.2. Тема: Мат неприятельскому королю.


Теория (1,5): сдваивание тяжелых фигур



Практика (1,5): выполнение упражнений мата, используя сдвоение
тяжелых фигур

 6.3. Тема: Мат неприятельскому королю.


Теория (1,5): батарея ферзь+слон



Практика

(2,0):

выполнение

упражнений

мата,

используя

мата,

используя

взаимодействие ферзя и слона.
 6.4. Тема: Мат неприятельскому королю.


Теория (1,5): ферзь+конь



Практика

(2,0):

выполнение

упражнений

взаимодействие ферзя и коня.
 6.5. Тема: Мат неприятельскому королю.


Теория (2,0): пешка - гвоздь



Практика (2,0): выполнение упражнений мата, используя далеко
продвинутую пешку.

 Раздел 7. Достижение мата без жертвы материала – 8 часов.
 7.1. Тема: Достижение мата без жертвы материала
 Теория (1):

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

Цугцванг. Защита от мата.
 Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
22

 7.2. Тема: Достижение мата без жертвы материала
 Теория (1): Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
 Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
 7.3. Тема: Достижение мата без жертвы материала
 Теория (2): Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
 Практика (2): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
 Раздел 8. Шахматная комбинация – 30 часов
 8.1. Тема: Шахматная комбинация
 Теория (1): Жертва в шахматах. Матовые комбинации.

Тема

комбинаций. Тема завлечения.
 Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
 8.2. Тема: Шахматная комбинация
 Теория (1): Матовые комбинации. Тема отвлечения. Презентация
«Гарри Поттер играет в шахматы»
 Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
 8.3. Тема: Шахматная комбинация
 Теория (1): Матовые комбинации. Тема блокировки.
 Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода».
 Игровая практика.
 8.4. Тема: Шахматная комбинация
 Теория (1): Тема разрушения королевского прикрытия.
 Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
23

 8.5. Тема: Шахматная комбинация
 Теория (1): Матовые комбинации. Тема освобождения пространства
(освобождение

поля,

горизонтали,

вертикали,

диагонали).

Тема

уничтожения защиты. Тема «рентгена».
 Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
 8.6. Тема: Шахматная комбинация
 Теория (1): Матовые комбинации. Тема батареи, связки, перекрытия,
пассивной жертвы. Сочетание тематических приемов.
 Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
 8.7. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
 Теория (1): Отвлечение, завлечение.
 Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
 8.8. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
 Теория (1): Тема уничтожения защиты. Связки.
 Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
 8.9. Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
 Теория (1):

Освобождение пространства (освобождение поля,

горизонтали, вертикали, диагонали). Прием перекрытия.
 Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
 8.10.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
 Теория (1): Превращение пешки.
 Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
 8.11.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
24

 Теория (1): Сочетание тематических приемов.
 Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Выигрыш
материала». Игровая практика.
 8.12.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
 Теория (1): Комбинации на пат. Комбинации для достижения ничей.
 Практика (1,5): Выполнение дидактических заданий: «Сделай ничью».
Игровая практика.
 8.13.Тема: Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
 Теория (1): Комбинации на вечный шах. Комбинации для достижения
ничей.
 Практика (1): Выполнение дидактических заданий: «Сделай ничью».
Игровая практика.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- понимание шахмат как составной части культурного наследия человечества;
- развитие эмоционально-волевых качеств и коммуникативных навыков,
способствующих социальной самореализации ребенка;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в коллективе;
- способность формулировать собственное мнение и позицию;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.
Метапредметные результаты
- развитие оперативной и долговременной памяти, а также образного и
ассоциативного

мышления,

фантазии

и

творческого

воображения,

эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни;
Предметные результаты
25

К концу первого года обучения дети должны знать:
- тактические приемы;
- основные элементарные эндшпильные позиции;
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- правильно выводить фигуры в начале партии;
- применять различные тактические приемы во время практических партий;
- реализовывать материальное преимущество в окончаниях;
- применять эндшпильные приемы в турнирных партиях.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- элементарные стратегические приѐмы;
- открытые и полуоткрытые дебюты;
- простые эндшпильные приѐмы.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- разыгрывать открытые дебюты;
- применять различные тактические приемы во время практических партий;
- реализовывать материальное преимущество в окончаниях;
- применять эндшпильные приемы в турнирных партиях.
2. Организационного - педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
№
Основные характеристики
п/п

образовательного процесса

1

Количество учебных недель

2

Количество учебных дней

88 и 88

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

88

5

Недель в I полугодии

17

6

Недель во II полугодии

27

7

Начало занятий

44

1 сентября 2025
26

8

Каникулы

9

Выходные дни

нет
3 ноября по 4 ноября,
01 января по 8 января
23 февраля, 9 марта,
11 мая, 12 июня

10 Окончание учебного года

14 июля 2026

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для успешной реализации программы образовательной организацией
обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего
периода обучения. Занятия по шахматам проводятся в кабинете площадью не
менее 12 кв.м., которое соответствует всем требованиям санитарноэпидемиологических правил и нормативами СанПиН.
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели (столы,
стуль), мультимедийное оборудование, наборы шахмат и досок, шахматные
часы, демонстрационная шахматная доска, наборы магнитов двух цветов,
компьютеры, инструменты и приспособления, необходимые для организации
занятий, хранения и показа наглядных пособий.
№
п/п

1
2
3
4

Средство обучения

Степень
Количество использования (в %
единиц на
от
группу
продолжительности
программы)

Проектор
с
экраном
1 комплект
(мультимедиа)
Демонстрационная шахматная
доска с набором шахматных
1 шт
фигур
10
Наборы шахмат и досок
комплектов
Наборы магнитов двух цветов
6/6 шт

50 %
80 %
100 %
70 %
27

Шахматные часы
5 шт
Компьютер, звуковые колонки
1 шт
Столы
8 шт.
Стулья
8 шт.
Доска магнитная
1 шт
Расходные материалы
Атрибуты для
сюжетно-ролевых игр
Карандаши, ручки, маркеры на
10/10/5
водной основе
Губки для маркерной доски
2 шт.

5
6
7
8
9
1
2
3

80 %
50 %
100%
100%
60%

Кадровое обеспечение
Требования к квалификации.
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в
рамках

иного

направления

подготовки

высшего

образования

и

специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия
дополнительным

дополнительным

общеразвивающим

предпрофессиональным

программам,

программам,

реализуемым

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение
при

необходимости

после

трудоустройства

дополнительного

профессионального образования по направлению подготовки "Образование и
педагогические науки". Наличие квалификационной категории не является
обязательным требованием.
Методические материалы
Модуль 1 «Шахматы первый год»
1. Учебник для учащихся «Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны» (в двух частях).
2. Методическое пособие для учителя «Учимся играть в Шахматы, первый год
обучения».
3. Рабочая тетрадь «Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые
28

чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь» (в двух частях).
4. Шахматы.
5. Шахматные игрушки и игры.
Модуль 2 «Шахматы второй год»
1. Учебник для учащихся «Шахматы, второй год, или Играем и
выигрываем»(в двух частях).
2. Методическое пособие для учителя «Учимся играть в Шахматы, второй год
обучения».
3. Рабочая тетрадь «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем:
Рабочая тетрадь» (в двух частях).
4. Тетрадь для проверочных работ: Шахматы, второй год, или Играем и
выигрываем: тетрадь для проверочных работ».
5. Шахматы.
6. Шахматные игрушки и игры.

2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых
результатов освоения программы проводится для детей 5-6 и 6-7 лет-2 раза в
год

с

использованием

низко формализованных (наблюдение,

беседа,

индивидуальная работа и др.) методов (вводный и итоговый).
Критерии оценки:
2 (Высокий): Ребенок имеет представление об истории шахмат и о
шахматной игре. Умеет быстро и правильно находить поля, горизонтали,
вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
Имеет понятие о приемах взятия фигур. У ребенка развита познавательная
активность, зрительное восприятие, внимание, логическое мышление,
воображение. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать,
искать правильный ответ.
29

1 (Средний):Ребенок имеет представление об истории шахмат и о
шахматной игре. Допускает ошибки при поиске шахматных полей,
горизонталей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.
Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
0 (Низкий):Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,
горизонтали, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не
знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов
шахматных фигур и их отличия.
В период обучения проводятся контрольные мероприятия: открытое
занятие, творческая работа, викторина, конкурс-турнир.
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить
следующие формы подведения результатов:
 Викторина
 Игра «Угадай ход» (показать расстановку на шахматной доске), играконкурс, игра-турнир.
 Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля
развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость
его внимания.
 Открытое занятие.
 Творческая работа.
 Тестирование.
3. Список литературы
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,

30

3. приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
4. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»,
5. приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об
утверждении

Единого

квалификационного

справочника

должностей

руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»,
6. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября
2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного
образования детей и взрослых,
7. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – Ростов
н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – 352с.
8. Карпов А. Учись шахматам. – Издательство «Эгмон Россия Лтд.», 1997.120с.
9. Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы взрослых и детей. –
СПб.: Издательский дом «Литература», 2013. – 128с.: ил.
10. Сухин И.Г.Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга
- сказка для совместного чтения родителей и детей/ И.Г.Сухин.- М.: Новая
школа, 2013. – 158с.: ил.
11. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных
классов общеобразовательных учреждений». – 2-е изд. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2011. -40с.
12. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для
учителя. – Обнинск: Духовное возраждение, 2011. – 120с.: ил.
31

13. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для
учителя. – Обнинск: Духовное возраждение, 2011. – 120с.: ил.
14. Современная энциклопедия для дошколят./ Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В.
Хаткина. – Донецк: ПКФ «БАО», 2000. – 480с.
Литература для обучающихся (родителей)
Художественная литература для детей по шахматной тематике:
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. –Вып. 4, 5.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей
шахматной игре:
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

32

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е.Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая
школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр
Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур,
2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000, 2001.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы.
– Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

33

34

Берёзовское муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Золотой ключик»
___________________________________________________________________________
623702, Российская федерация, Свердловская область, Берёзовский муниципальный округ, г.Берёзовский,
ул. Победы, строение 6а. Эл.почта:bgo_dou23@mail.ru
Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе
«Волшебный мир шахмат»

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
Протокол от «28» августа 2025 года
№ 1

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
БМАДОУ «Детский сад № 23 «Золотой ключик»
_______________Т.В. Евсеева
Приказ № 198/1 от «29» августа 2025 года

Учебный план
Дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программы
«Волшебный мир шахмат»
на 2025– 2026 учебный год

Автор-составитель:
Перевала Е.В.
Педагог дополнительного образования

г. Березовский, 2025 год

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
модулей, практики, иных видов учебной деятельности.
Занятия
Дети 5-6 лет
Дети 6-7 лет
Итого:

Кол-во занятий Кол-во занятий в
в неделю
месяц
2
8
2
8
за год – 88;
за весь период обучения – 176

Кол-во занятий
в год
88
88

Виды и формы контроля:
Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических
наблюдений, педагогических диагностики, открытых и контрольных занятий
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде открытых уроков,
показов, мастер- классов.

2

3

Берёзовское муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Золотой ключик»
___________________________________________________________________________
623702, Российская федерация, Свердловская область, Берёзовский муниципальный округ,
г.Берёзовский,
ул. Победы, строение 6а. Эл.почта:bgo_dou23@mail.ru
Приложение 2
к дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе
«Волшебный мир шахмат»

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
Протокол от « 28» августа 2025 года
№1

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
БМАДОУ «Детский сад № 23 «Золотой
ключик» _______________Т.В. Евсеева
Приказ от « 29» августа 2025 года № 198/1

Календарно учебный график
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы «Волшебный мир шахмат»
на 2025 – 2026 учебный год

Автор-составитель:
Перевала Е.В.
Педагог дополнительного образования

г. Березовский, 2025 год

Календарный учебный график.
Календарно учебный график разработан с действующими нормативно правовыми
актами Российской Федерации, Свердловской области, администрации Березовского
городского округа, БМАДОУ «Детский сад № 23 «Золотой ключик».
Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные
психофизиологические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их
жизни и здоровья.
Календарный учебный график включает в себя описание:
-продолжительности учебного года;
-количества учебных недель в учебном году;
-сроков проведения педагогического мониторинга;
-праздничных дней.
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного
года
Продолжительность учебной
недели
Праздничные и нерабочие дни

Педагогический мониторинг

01.09.2025
14.07.2025
44 недели
5 дней
4 Ноября – День народного единства;
1 Января – Новый год.
7 Января - Рождество Христово;
23 Февраля - День защитника Отечества;
8 Марта - Международный женский день;
1 Мая - Праздник весны и труда;
9 Мая – День Победы;
12июня- День России
Суббота, воскресенье, праздничные дни.
Первичная диагностика: 01.09.2025 года по 12.09.2025
года
Итоговая диагностика: 29.06.2026 года по 10.07.2026 года
4 недели

2

Календарно учебный график на 2025 – 2026 учебный год
Сентябрь 2025

Октябрь 2025

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Пн

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

6

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Ноябрь 2025
Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Декабрь 2025
Сб

Вс

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

1

2

3

4

5

6

7

3

4

5

6

7

8

9

8

9

10

11

12

13

14

10

11

12

13

14

15

16

15

16

17

18

19

20

21

17

18

19

20

21

22

23

22

23

24

25

26

27

28

24

25

26

27

28

29

30

29

30

31

Январь 2026
Пн

Вт

Ср

Февраль 2026

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс
1

5

6

7

8

9

10

11

2

3

4

5

6

7

8

12

13

14

15

16

17

18

9

10

11

12

13

14

15

19

20

21

22

23

24

25

16

17

18

19

20

21

22

26

27

28

29

30

31

23

24

25

26

27

28

3

Март 2026
Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Апрель 2026
Сб

Вс

Пн

Вт

1

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

2

3

4

5

6

7

8

6

7

8

9

10

11

12

9

10

11

12

13

14

15

13

14

15

16

17

18

19

16

17

18

19

20

21

22

20

21

22

23

24

25

26

23

24

25

26

27

28

29

27

28

29

30

30

31

Май 2026
Пн

4

Вт

Ср

5

Чт

6

Пт

7

Июнь 2026
Сб

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Вс

1

2

3

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Пн

Вт

Июль 2026
Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Праздничные и выходные дни
Педагогический мониторинг

4

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».